Заинтересованные лица
Заинтересованными лицами в контексте тестирования считаются следующие участники проекта:
- Прямо или косвенно задействованные в тестировании.
- Использующие результаты тестирования.
- Заинтересованные в качестве конечного продукта.
Точный список таких лиц может различаться в зависимости от специфики проекта, продукта, компании и т. д., и может включать следующих участников:
- Разработчики, руководители группы разработки, менеджеры проекта. Эти участники внедряют тестируемое ПО, получают результаты тестирования и принимают решения на основании полученных результатов.
- Архитекторы баз данных и системные архитекторы. Они разрабатывают продукт, получают результаты тестирования и принимают на их основании решения.
- Тестировщики, непосредственно отвечающие за тестирование продукта.
- Маркетологи, бизнес-аналитики. Они определяют, что должно обязательно присутствовать в системе, каким стандартам качества она должна удовлетворять.
- Менеджеры проекта. Они отвечают за успешную реализацию проекта и должны достигнуть определенного баланса между качеством, сроками, функционалом и расходами. Они зачастую отвечают за обеспечение тестирования ресурсами и участвуют в планировании и мониторинге тестирования вместе с тест-менеджером.
- Высший менеджмент, менеджеры продукта, спонсоры проекта. Они часто участвуют в определении необходимого тестового покрытия, проводят ревью результатов тестирования и принимают решения на основании этих результатов.
- Служба поддержки. Они занимаются поддержкой пользователей и клиентов.
- Менеджеры по продажам, инженеры. Они находят клиентов, определяют, как лучше внедрить систему в соответствии с нуждами пользователей, и управляют доходами от продукта.
- Государственные структуры. Их представители удостоверяются, что организация, ее персонал и производимые ею продукты удовлетворяют действующему законодательству.
- Пользователи. Они или напрямую используют продукт, или нуждаются в результатах его использования.
- Продавцы. Они поставляют компоненты для систем и могут быть пользователями.
Все вышеперечисленные лица заинтересованы в результатах тестирования. В большинстве своем они хотят, чтобы проект преуспел, и тестирование завершилось без проблем, однако это не всегда так. Например, представителей государственных структур интересует в первую очередь удовлетворение тестирования законодательным нормам. Некоторые участники процесса могут противостоять успеху тестирования – скажем, люди, ответственные за поддержку старой системы при тестировании и внедрении новой.
Определение заинтересованных лиц – первый шаг при планировании процесса тестирования. У каждой группы участников есть свои цели и ожидания относительно тестирования. Задача тест-менеджера – выявить эти ожидания, которые могут быть нечетко сформулированы или высказаны. Если ожидания невозможно воплотить, этот вопрос нужно разрешить до начала тестирования.
Собранную информацию можно систематизировать, создав реестр заинтересованных лиц – документ, содержащий подробности о каждом заинтересованном лице, его роли, уровне влияния на проект, требованиях и ожиданиях. Этот документ служит основой для управления коммуникациями с каждой группой лиц.
Реестр заинтересованных лиц
Формат реестра
Обычно реестр составляется в табличной форме.
Пример:
Применение реестра
Реестр заинтересованных лиц помогает найти ответы на вопросы:
- Кого нужно держать в курсе прогресса тестирования?
- С кем нужно плотно сотрудничать в процессе тестирования?
- Чьи цели приоритетны?
- Чью деятельность нужно принимать во внимание, планируя тестирование?
- Кого, как, как часто нужно информировать о прогрессе и/или проблемах тестирования?
Когда заинтересованные лица определены и проанализированы, тест-менеджер должен разработать метрики для целей заинтересованных лиц, чтобы сделать тестирование прозрачным для всех участников процесса и перевести их ожидания в сравнимую и измеримую форму.
Итого:
- Для грамотного управления тестированием необходимо определить группы лиц, заинтересованные в тестировании.
- Когда группы определены, нужно выявить их ожидания относительно тестирования.
- Для каждой цели формируется метрика, делающая процесс тестирования прозрачным для участников.