Представьте, что Вы покупаете телевизор. Продавец рассказывает о двух понравившихся Вам моделях. В первой модели он рассказывает о качестве картинки, куче возможных для сохранения каналов и удобном пульте. По второму телевизору он учит Вас, за какую антенну надо подёргать, если вдруг теряется связь, и что делать при помехах. Какой телевизор Вы выберете? Конечно, Вам хочется просто сидеть на диване и переключать каналы, и Вы не горите желанием всё время что-то поправлять! Менеджмент чем-то похож на покупку телевизора. Вы либо строите эффективный процесс, при котором Вам остаётся лишь любоваться качественной картинкой – либо Вы всё время заняты мелкими оперативными задачами, которые по сути сводятся к решению проблем. Как купить качественный телевизор в тест-менеджменте? 10 основных правил успеха Вы найдёте в этой статье.
1. Формируйте грамотную команду и инвестируйте в её развитие. Если Ваша команда недостаточно квалифицирована, то Вам придётся всё время решать возникающие проблемы и вникать во все вопросы. Если же Вы сформируете команду профессионалов и проявите их потенциал, то Вам останется лишь обозначать стратегические цели (которые, учитывая рост команды, также смогут непрерывно расти!).
2. Учитесь делегировать. Микроменеджмент, свойственный начинающим руководителям, у многих входит в привычку – в итоге, Вы не даёте развиваться своей команде, а сами всё время заняты мелочами. Поэтому, старайтесь регулярно повышать сложность и комплексность задач: так Вы будете мотивировать и развивать свою команду. И ни в коем случае не попадайтесь в ловушку «никто это не сделает лучше меня». Присмотритесь к своим сотрудникам!
3. Внедрите эффективный тест-дизайн. Если у Вас гибкие процессы с исследовательским или сессионным тестированием, то Вам будет достаточно высококлассной карты функционала, к примеру, распечатанной на большом листе ватмана и повешенной на стене. В более формальных подходах Вам потребуются тест-кейсы, при использовании которых требования к тест-дизайну ещё выше: оптимизация проверок, сокращение трудозатрат, прозрачная отчётность… Инвестируйте в продуманный и грамотный тест-дизайн, и эффективность работы Вашей команды выйдет на новый уровень!
4. Планируйте тестирование. Вы можете использовать формальные тест-планы, самостоятельно разработанную веб-систему, MS Project или экселевские таблички. Но Вам в любом случае потребуются сбор статистики по трудозатратам, минимальный тест-дизайн и глубокое понимание методологии планирования. Благодаря наличию хорошего плана Вы всегда сможете оценивать прогресс, а следовательно – необходимые меры, если что-то идёт не по плану.
5. Внедрите регулярный сбор метрик качества Вашего продукта. Вы всегда можете сказать «кажется, всё работает», но для предсказуемости процесса и возможности принятия правильного решения о выпуске продукта значительно лучшим будет использование более конкретных метрик. Количество и сложность метрик будут зависеть от проекта, но автоматический сбор является, пожалуй, универсальным требованием – иначе это слишком быстро Вам надоест, и хорошая, казалось бы, привычка будет загублена на корню.
6. Определите стратегические цели тестирования. «Если звёзды зажигают – значит, это кому-то нужно». Выявите миссию своей звезды – зачем нужно тестирование на Вашем проекте? Поставьте на основании этого конкретные стратегические цели. Это поможет не сбиваться с намеченного курса и принимать взвешенные решения.
7. Регулярно оценивайте результативность тестирования. Как бы нам этого ни хотелось, совершенный процесс практически недостижим, но мы можем регулярно исследовать результативность тестирования для улучшения текущих показателей. Внедрите регулярную оценку эффективности, используя метрики, связанные с Вашими целями тестирования. Таким образом, Вы будете находить «слабые зоны», которые необходимо «подтягивать» — к примеру, качество заведения дефектов, время на тестирование одной сборки или процент пропущенных ошибок. Помимо обнаружения проблем, Вы так же сможете видеть и положительный прогресс – что, несомненно, не может не радовать
8. Держите своих сотрудников в курсе. Обеспечивайте их максимумом информации о статусе проекта, стратегических целях, стоящих задачах и выявленных проблемах. Во-первых, это позволит поднять командный дух, а во-вторых, сотрудники смогут значительно эффективнее решать свои задачи исходя из такой информации. Внедрите практику регулярного оповещения команды обо всех новостях: не стоит недооценивать пользу от этого и держать сотрудников в неведении. Создайте газету, интранет-портал, устраивайте стэндап- или ситдаун-митинги. Какой бы способ информирования Вы не выбрали, затраты на его реализацию обязательно окупятся.
9. Наладьте коммуникации с разработчиками. Обеспечьте одинаковое понимание Ваших общих целей. Узнайте у разработчикам, что им нужно и чего не хватает: к примеру, вполне возможно, что у них есть требования к дефектам, о которых Вы не задумывались, но которые существенно облегчат их жизнь. Не стесняйтесь взамен требовать то, чего не хватает Вам: регулярность сборок, информацию о внесённых изменениях… Общайтесь чаще и конструктивнее: от этого в выигрыше будут как все участники по отдельности, так и проект в целом.
10. Внедрите контроль рисков качества. Учёт рисков качества позволит сделать Ваш тест-дизайн более эффективным, а качество продукта более предсказуемым. Вы можете использовать риски качества в качестве основного инструмента тест-анализа или в качестве дополнительно способа формирования тестов. Но при любом из подходов Вам необходимо довести его до конца – «частичного» контроля рисков быть не может.
Вышеописанные 10 советов – это минимальный базис, необходимый Вам для того, чтобы удобно сесть на диван с пультом и любоваться высоким качеством картинки. Не жалейте своё время на внедрение этих нововведений и не ждите, что теория без практики принесут свои плоды. Ниже я приведу список ссылок на источники информации по большинству из перечисленных тем:
Командная работа (Формирование команды, делегирование, коммуникации):
· Бестселлер института Гэллопа: «Сначала надо нарушить все правила»
· Мой тренинг «Управление командой тестировщиков»
Тест-дизайн и риски качества:
· Lee Copeland: «A Practitioner’s Guide to Software Test Design» – это Библия тест-дизайна. Несмотря на отсутствие перевода, её чтения является строго обязательным!
· Мой тренинг «Тест-дизайн для менеджеров»
· Тренинг Алексея Баранцева «Тест-дизайн от А до Я»
Планирование, стратегические цели тестирования, метрики:
· Рекс Блэк: «Ключевые процессы тестирования»
Пожалуйста, если у Вас есть дополнения к списку (книги и тренинги, которые Вам нравятся и которые Вы можете порекомендовать) – дополняйте!
И главное – внедряйте, радуйтесь результатами и гордитесь собой! И о результатах сообщайте – интересно же!